Музей "Деревня Псоедь" | О нас

О нас

Музей «Деревня Псоедь» создан в 2010 году семьей Максимовых при активном
участии местных жителей. Деревня старинная, упоминаемая еще в новгородских летописях 15 века. Жила
полнокровной жизнью 500 лет, а вот сейчас превращается в музей. Глава семьи Максимов Борис Иванович,
родился и вырос в деревне Псоедь. На его глазах полная жизни деревня превратилась в заброшенную.
Можно сказать, что классическая русская деревня ушла в прошлое. В судьбе деревни, как в зеркале,
отразились судьбы тысяч окрестных, лужских и более далеких деревень, возможно даже всей России.

 

Команда музея

 

Максимов Борис Иванович

Максимов Борис Иванович

Глава семьи и основатель музея. Социолог, кандидат философских наук.

Максимова Людмила Ивановна

Максимова Людмила Ивановна

Жена, вдохновитель и идеолог музея, активный интервьюер.

Максимова Анна

Максимова Анна

Дочь, помощница, исполняет роль руководителя.

Максимова Мария

Максимова Мария

Дочь, помощница, активно поддерживает музей.

Лапко Вадим

Лапко Вадим

Финансист музея, осуществляет хозяйственную и техническую поддержку.

Лапко Семен

Лапко Семен

Внук, помощник музея.

Лапко Данила

Лапко Данила

Внук, помощник музея.

Лапко Максим

Лапко Максим

Внук, помощник музея.

Золотухин Иван

Золотухин Иван

Внук, помощник музея, любит проводить экскурсии.

Подготовка к открытию музея

СМИ о нас

О деревне

Псоедь, очевидно, произошла от городища, поставленного на высоком обрыве берега реки Саба,
когда-то
бывшей веточкой пути «из варяг в греки». Во Времена Петра деревня выстроилась в одну линию. Росла,
отвоевывала у леса поля под пашню, пахала землю, гуляла на праздниках, справляла свадьбы и т.д.
В истории деревни отразилось, как она прошла «великое крестьянское освобождение» (здесь не было
помещичьих владений, крестьяне не состояли в крепостной зависимости, были по духу
«раскрепощенными»), время столыпинского разрушения общины, потом – гражданскую войну, раскулачивание
и коллективизацию уже при родной советской власти и великие испытания в Отечественную войну, когда
часть жителей ушла в партизаны или помогала им, а часть подалась в полицаи. Тут есть приметы
брежневского времени, называемого обычно застоем, в кои, однако, проведена масштабная мелиорация,
поднявшая хозяйство на новый уровень. И, наконец, можно увидеть следы гигантской драмы под названьем
«перестройка», когда пришла свобода от колхозной жизни, но деревня, парадоксально, обезлюдела
совсем, забросила поля, повывела весь скот, и жители теперь весну встречают не с радостью, а
беспокойством и тревогой – как бы огонь с пылающий полей не подобрался к хатам. Но самым
драматическим здесь будущее выглядит. Какой конец грозит деревне?

О происхождении необычного названия деревни Псо-едь есть своя легенда и не одна, их вам
расскажут в
музее.

Особое внимание в музее уделяется «живым экспонатам». Это галерея жителей и их домов,
жизнеописания
людей, при этом не только знаменитых, но и самых рядовых, как отошедших, так и сейчас живущих.
Жизнеописания рассматриваются как самые ценные «экспонаты». Жизнь каждого человека – это частичка
жизни страны, страничка истории и заслуживает внимания. В судьбах конкретных людей как в капле воды
отражается судьба страны.